понедельник, 3 июня 2024 г.

МОЯ ТРОПИНКА К ПУШКИНУ,

Друзья мои, 6-го июня 2024 - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Конечно, будет много публикаций.посвящённых этой дате. Я же хочу поделиться с вами, друзья мои, своей статьей 25-летней давности. В 1999-м году, работая в городской библиотеке им.А.С.Пушина(г.Зерноград Ростовской области), я увлечённо занималась клубом ОЛИМП, готовила вечера, литературно-музыкальные композиции , обзоры книг и так далее... Вместе с энтузиастами и любителями творчества А.С.Пушина мы подготовили альманах "Мой Пушкин". Желающие поделились своими мыслями. Привожу свои размышления, которые назвала "Тропинка к Пушкину" Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. А.Ахматова. Когда началось моё знакомство с творчеством Пушкина? Вероятно, как у многих, в раннем детстве.Вечерами в далёкие 80-е прошлого века, у нас часто не было электричества, при свете керосиновой лампы, мама читала нам с сёстрами разные сказки. С тех пор запомнились , "...волшебные строки "У лукоморья дуб зелёный...", " "О рыбаке и рыбке", " О мёртвой царевне и семи богатырях". Набираю текст сейчас и представляю нашу комнату, потрескивают дрова в печке, свет лампы отбрасывает таинственные тени на белёные стена и нас троих девочек рядом с мамой... А потом была школа , где все "учились понемногу , чему-нибудь и как-нибудь". Любимый предмет в средних и старших классах - литература. В восьмом классе, изучая творчество А.С.Пушкина, мы с одноклассницами "положили " стихотворение "Я помню чудное мгновенье..." на мелодию тогдашнего шлягера "Королева красоты". Не знаю, как бы к нашей шутке отнёсся Александр Сергеевич, скорее всего снисходительно, ведь сам был первостатейным шутником. В библиотечном техникуме и в университете на факультете русского языка и литературы было регламентированное изучение творчества А.Пушкина : "Солнце русской поэзии", Пушкин -историк, Татьяна - идеал русской женщины и так далее... Позже, читая прозу и поэзию А.С.Пушкина, литературоведческие статьи и книги о его творчестве. Очень понравилась книга Н.Долининой " Прочитаем "Онегина" вместе". Именно после прочтения умных и тонких наблюдений и комментариев Наталии Долининой , роман стал ближе и понятнее. Но наиболее частым обращением к поэзии поэта сало последнее десятилетие(Это я написала в 1999-м году!) - с возрастом мы становимся мудрее и, возможно, проницательнее. Вслед за Александром Блоком могу повторить его слова, обращённые к Пушкину : "Дай мне руку в непогоду..." Не могу вспомнить первопричину, но уже который год в зимние месяцы перечитываю рома " Евгений Онегин, делая каждый раз новые открытия, наслаждаясь красотой онегинской строки, переживая драму отношения Онегина и Татьяны, каждый раз с сожалением прощаясь с ними: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочитал её романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.. Мне нравятся слова А. Твардовского :"Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами". Моей тропинке к Александру Сергеевичу ещё не видно конца... Июнь - 1999. P.S. К счастью, мои дети и старшие внуки выросли читающими книги. Не так давно взрослый сын перечитал роман «Евгений Онегин».

9 комментариев:

  1. Ответы
    1. Sandi, согласна с Вами, рада, что заглянули ко мне, спасибо)

      Удалить
  2. Спасибо, Ирина! В отрочестве, когда не было такого изобилия всяких разных книг, читала Пушкина не как классика, не потому, что в школе "проходят", а просто как обычную книгу, просто потому, что интересно. О Пушкине говорят и спорят до сих пор, а это говорит о многом. Собираюсь почитать "Пушкин в Михайловском", к своему стыду еще не читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, моя любовь к творчеству Пушкина давняя, книги покупала, дарила(тем, кому они нужны!). О Михайловском есть книга С.Гейченко(она на верхнем фото), много фото...пишет смотритель пушкиногорья. К сожалению , кем-то зачитан прекрасный альбом "Пушкин в живописи".
      P.S. Весь май провела в стационаре...

      Удалить
  3. Ирина Ивановна, прочитала ВКонтакте стихотворение. которым Вы поделились. Я тоже его люблю и часто детям читала на уроках. Там. к сожалению. не могу комментарий написать. Поэтому здесь поделюсь одним из своих любимых. А Вам желаю здоровья. Пусть яркое лето будет лучшим лекарством.
    Александр Пушкин
    Что в имени тебе моем…
    Что в имени тебе моем?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальный,
    Как звук ночной в лесу глухом.
    Оно на памятном листке
    Оставит мертвый след, подобный
    Узору надписи надгробной
    На непонятном языке.
    Что в нем? Забытое давно
    В волненьях новых и мятежных,
    Твоей душе не даст оно
    Воспоминаний чистых, нежных.
    Но в день печали, в тишине,
    Произнеси его тоскуя;
    Скажи: есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Людмила Алексеевна, прекрасное стихотворение! Вот так и отмечаем Пушкинский день России, читая его стихи)

      Удалить
  4. Очень близко, Ирочка. Пушкин относится к тем авторам, тексты которого с упоением читаешь, как и написанное о нем. "Вокруг Пушкина" тема неисчерпаемая. Знаете его Словарь крылатых выражений? Я нашла его как-то в своих книжных шкафах и была потрясена. Вот, https://irina-alicelovers.blogspot.com/2013/06/blog-post_27.html
    Здорового лета!:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирочка, здоровое и бодрое лето - прекрасное пожелание. Рада, что написанное мною, откликается в Вашей душе. По ссылке обязательно почитаю)

      Удалить
  5. С Пушкиным сложно, Ирина. С детства - он сказочник, шутник. Потом замечаешь странные мысли и высказывания не совсем этичные о других людях. Потом читаешь, как его скрытно похоронили, а до этого долго не вызывали врача... Иногда читаешь какие-то пошлости, презрение. Но все он остается поэтом, писавшем на (почти) современном нам русском языке.

    ОтветитьУдалить

МОЯ ТРОПИНКА К ПУШКИНУ,

Друзья мои, 6-го июня 2024 - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Конечно, будет много публикаций.посвящённых этой дате. Я...