вторник, 7 июня 2016 г.

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.

Вчера был пушкинский День в России...запись сделать не удалось по разным причинам. Делюсь разрозненными мыслями о творчестве А.С.Пушкина.

Школа..."мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь". Любимый предмет, конечно, литература. В 8-м классе, изучая творчество А.Пушкина, мы с одноклассницами "положили" стихотворение "Я помню чудное мгновенье" на мелодию тогдашнего шлягера "Королева красоты"(Ах, пел М.Магомаев!). Не знаю,как бы отнёсся к нашей шутке Александр Сергеевич, скорее всего-снисходительно, ведь он был сам первостатейным шутником. А в тетради по литературе, наряду с неумелыми карандашными портретами Онегина и Татьяны, у меня красовалась фотография Софи Лорен(вырезала из журнала "Советский экран!). На странице слева-стихотворение  "Я  Вас любил...", справа-блистательная Софи...мне казалось,что такое соседство вполне нормальным.

Университет...подробно и обстоятельно , год за годом, изучали творчество "солнца русской поэзии" : философская и любовная лирика, патриотические мотивы, "Татьяна-идеал русской женщины" и Et cetera...То есть, любовь к Пушкину была строго дозированной и распланированной, а моя душа просила совсем иного! Впервые прочитав книгу М.Цветаевой "Мой Пушкин", поняла, что поэт был совсем другим, чем на страницах учебников.Потом были книги Лотмана, Мейлаха, Гессена, Долининой... Конечно, я читала самого Пушкина, понравившееся учила наизусть. Заново " проходила" творчество А.С.Пушкина, вместе со своими детьми, когда они учились в школе.

Нравятся многие стихотворения, которые хочется время от времени перечитывать : грустное "Зимняя дорога",разочарованное "Дар напрасный, дар случайный...",знакомое и любимое с детства "Зимнее утро".. Не стану лукавить : книги Пушкина настольными назвать не могу, каждый день их не листаю. Между страниц "Сто стихотворений и десять писем А.С.Пушкина"  почти четыре десятка лет(!) лежит "цветок засохший, безуханный", положенный " на память нежного свиданья..." Давно нет на белом свете дарителя этого цветка, отца моей дочери...

Давно  выписала в  тетрадь слова А.Твардовского :"Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим лишь с годами". Что можно ещё добавить?!